В прошлом номере журнала мы поднимали вопрос о дефиците кадров на рынке САПР, в настоящей статье размышляем об инвестициях в обучение специалистов.
Житейская ситуация: вы приобрели замечательный автомобиль. За рулем вы никогда в жизни не сидели, но ваши знакомые считают, что водить автомобиль так же просто, как ездить на велосипеде. Вы считаете также и, руководствуясь этим, садитесь за руль и едете. Вопрос, далеко ли вы уедете и уедете ли вообще, можно считать риторическим (читайте - до первого столба). И это вполне понятно: не умеешь ездить - иди учись у тех, кто владеет нужными навыками и знаниями.
Бизнес-ситуация: вы – хозяин небольшого, но вполне прибыльного производства, которое выпускает пластиковую тару. В производственных цехах работают станки с ЧПУ. Вы вкладываете немалые средства в расширение бизнеса и покупаете новейший станок с ЧПУ. Теперь вам нужен специалист, который умеет работать с таким станком, но денег на обучение жалко. Решив сэкономить, вы ставите к станку Сидорова, сотрудника из соседнего цеха, который такой станок видит первый раз в жизни. Хорошо, если Сидоров честно признается, что ничего он на станке этом сделать не может. В противном случае, станок стоимостью в несколько десятков или сотен тысяч долларов, будет сломан.
Далее начинаются колоссальные затраты: вы не только потратите деньги на ремонт, но и потеряете массу времени. Таким образом, срок окупаемости станка затянется в разы. Ваши убытки из-за простоя промышленных мощностей будет непросто подсчитать.
Оба примера показывают необходимость знания предмета, с которым приходится работать. И ответ на вопрос, нужен ли вам грамотный специалист, очевиден.
Как бы вы не пытались сэкономить на обучении – эта «экономия» постоянно будет бить по вашему карману.
Ситуация на рынке САПР: сегодня предлагается огромное множество различных разработок - как отечественных, так и зарубежных. Некоторые из них действительно настолько просты, что человеку вполне достаточно будет ознакомиться со справкой внутри программного обеспечения для того, чтобы начать работать, при этом эффективность использования такой разработки может составлять до 80-90%. Опираясь на данную статистику, многие считают, что и весьма «тяжелые», многофункциональные и многозадачные комплексы им будут вполне по силам. Результат таких попыток показан в предыдущем примере.
Без полноценного знания продукта, вы никогда не получите таких повышения эффективности труда и экономической отдачи, которые обещает разработчик. При работе с подобными программными продуктами важно знание даже не столько имеющегося в них функционала, , сколько правильного алгоритма работы проектировщика в пакете и решения основных задач. Конечно, и сложных пакетах всегда есть справка, в которой вы можете посмотреть описание тех или иных библиотек и функций программы, но в ней нет того, что может дать только преподаватель, – действенной и оптимальной последовательности действий, которые приведут к необходимому результату. Кроме того, в справке вы не найдете информации о том, как можно сократить процесс, не потеряв в качестве. Возьмем всем известный AutoCAD. Казалось бы, сейчас каждый студент умеет с ним работать (или думает, что умеет). На поверку же оказывается, что большинство проектировщиков возможности данного пакета используют процентов на 10-25, то есть не более, чем на четверть. Не нужно объяснять, что именно так будет работать ваш специалист, а значит и ваш бизнес. Естественно, половина из них считает себя профессионалами и, скорее всего, даже не догадываются, что уровень их знаний находится на минимуме.
Проверить, насколько хорошо ваши специалисты знают основной графический пакет всех времен и народов, очень просто. У компании-разработчика Autodesk есть тесты, пройти которые может любой желающий, на базе учебных центров российских партнеров Autodesk. Такой процесс называется сертификацией, и подобную услугу оказывают, например, авторизованные учебные центры Autodesk - Академия САПР и ГИС. Если результаты тестов оказались плачевными – чтож, есть повод подумать о повышении квалификации ваших сотрудников. Основной эффект от обучения специалистов предприятия – это прежде всего многократное повышение производительности труда. И это вполне очевидно: на те же самые действия и операции человек, работающий не вслепую, а согласно логике программы и ее внутренним, алгоритмам, потратит значительно меньше времени, чем его самостоятельно изучавший систему коллега.
А теперь подумайте о следующем: AutoCAD – это всего лишь «электронный кульман». Для достижения эффективности вашей организации, вполне возможно, уже сегодня приходится применять специализированные и куда более сложные программные продукты, созданные на базе AutoCAD, например AutoCAD Architecture, AutoCAD Civil 3D и др.. Полноценное их освоение возможно только после качественного и, зачастую, многоуровневого обучения.
Как правило, преподаватель, который обучает работе с таким программным продуктом, не только знает функциональные возможности и правильный алгоритм работ в пакете, но и является практикующим проектировщиком в данной области деятельности. По крайней мере, именно такого правила подбора преподавателей придерживаются в Академии САПР и ГИС. Ведь очень важно, чтобы преподаватель, кроме знания продукта, передал своим ученикам навыки решения типовых задач проектирования.
Если вы сделали выбор в пользу специализированных отраслевых решений или даже простого AutoCAD, если вы вообще решили перенести процесс проектирования с кульмана на компьютер – вы должны быть готовы к затратам на обучение. Ну а самое главное – вы должны полностью осознавать его необходимость. Иначе столб, о котором шла речь в начале статьи, не замедлит появиться на вашем пути. Вы вложите деньги в средство производства – в мощную, современную САПР, но не сможете воспользоваться результатами ее внедрения. Вместо повышения эффективности и снижения затрат, вы получите отторжение новых технологий вашими специалистами, так как все новое и неизвестное обычно пугает.