Наша задача - подготовка профессиональных кадров в области систем автоматизированного проектирования и геоинформационных систем.

Новое программное обеспечение влечет обязательное повышение квалификации его пользователей. Стремясь к максимальному извлечению прибыли руководитель, в первую очередь думает не столько о целесообразности приобретения ПО, сколько о том, освоят ли это ПО его сотрудники. Надеяться на авось в данной ситуации нельзя. И тут разумно сделать вывод: все что нужно – это обучить сотрудника так, чтобы ситуаций типа «авось» не возникало. Но как бы сделать обучение менее затратным, без отрыва от производства и без выезда преподавателя на предприятие? Именно здесь мультимедийное дистанционное обучение спешит на помощь!

Термин "дистанционное обучение" описывает способ обучения, который позволяет выйти за узкие рамки обучения в классе. Дистанционное обучение (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие.

Дистанционное обучение - это заочное обучение, сопровождающееся общением с преподавателем (в дистанционном обучении используется термин «тьютор») через Интернет. Заочные курсы всегда строились по следующей методике:

  • обучаемому определяют сроки прохождения курса;
  • пересылается учебный план, методические пособия и задания для самостоятельного выполнения;
  • слушатель выполняет контрольные задания и в конце обучения сдает квалификационную работу или экзамен.

В случае дистанционного обучения – то же самое! Только происходит это посредством использования электронной почты и других средств Интернет–коммуникаций. Обучаемые могут задавать преподавателю вопросы и своевременно получать на них ответы.

Идея дистанционного обучения (distance learning) появилась в 1963 г. А в 1969 г. в Великобритании был учрежден Открытый Британский Университет. Его студенты самостоятельно работали с учебниками, записями на кассетах, компьютерными программами, учебные материалы подбирались персонально по тематике курса каждого студента. Постепенно дистанционное образование распространилось в США, Канаду и Австралию. Эксперимент в сфере дистанционного обучения в России официально был начат в 1997 г.

Наша культура стремительно меняется под натиском телекоммуникационных технологий. Создается мир, в котором географические расстояния не играют никакой роли, в котором значение имеет только наличие подсоединения к мировой сети. Новые технические средства - это лишь продолжения наших человеческих функций, новые средства осуществления человеческих ценностей. Прежде всего, это - ценности отношений, ценности единства знаний и практик. А теперь и ценности образования.

Обычный для восприятия, традиционный учебник, который мы знаем из школьного или вузовского образования, устроен линейно. Все темы располагаются в определенном порядке. Можно, конечно, начать читать с середины, пропустить несколько глав, но невозможно изменить их содержание. Электронная система позволяет как ученику, так и учителю (тьютору) постоянно творить новые учебники. Создается не только порядок, но и способ подачи материала. Каждый может сам избрать для себя свой путь - короткий или длинный, сложный или простой, определить направление и стоянки. Тьютор может ориентировать ученика, объяснить, как продвигаться по маршруту, рассказать о трудностях, которые возникнут на пути продвижения. Важное достоинство электронных обучающих систем состоит в том, что в них размещается гораздо больше информации, нежели в традиционных учебниках. А чего точно нет в обычном учебнике, - так это звука, анимации и видео, т.е. мультимедийного представления учебного материала.

Строго говоря, дистанционное обучение является наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной и технической мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей.

Работа с системами автоматизированного проектирования (САПР) требует постоянного обновления знаний - программные пакеты устаревают, изменяются методики работы, не стоит на месте и развитие техники. Традиционный вариант - заниматься под руководством профессионального инструктора в учебном центре с полным отрывом от производства. Опытный педагог-практик оптимально построит план занятий, ответит на вопросы, ориентируясь на базовый уровень знаний. Но не каждый руководитель решается направить своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги и курсы. Ведь если служащий будет проводить там значительное время, кто станет делать его работу? А если еще и учесть накладные расходы, то неудивительно, что в последнее время все более популярным становится электронный способ получения знаний.

Тем более что дистанционное обучение обходится дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных учебных центров показывает, что их затраты составляют примерно 60-70% затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Дистанционное обучение будет особенно интересно специалистам, которые хотят самостоятельно пройти курсы обучения. Руководители не имеют возражений против повышения подчиненными своей квалификации, при условии, что они делают это за свой счет без ущерба для основной работы. Момент весьма существенен для работников, трудящихся в коммерческих структурах. Заработок достойный, а с обучением, требующим отрыва от производства, порой возникают проблемы.

В Академии САПР и ГИС, ведущей подготовку и переподготовку инженерно-технических специалистов и руководящего состава предприятий, организаций, проектных институтов России и стран СНГ по полному спектру высокопроизводительных САПР и ГИС, начинают работу программы дистанционного обучения по линейке программных продуктов Autodesk. Несмотря на популярность в нашей стране решений мирового лидера в области производства программного обеспечения для проектирования и обработки цифровой информации, дистанционное обучение по работе с ними до сих пор не было реализовано ни в одном авторизированном учебном центре, несмотря на то, что об этой услуге заявили большинство из них.

При выборе дистанционной формы обучения, слушатель получает пакет сопроводительных материалов, куда, в первую очередь, обязательно входят методические пособия или литература, на основе которых проходит обучение. Как правило, за основу выбирается тот же план, что и для очного обучения. Во время обучения слушатель использует методические пособия и СD-диски, содержащие примеры и задачи. Слушатель вместе с преподавателем (почти так же, как и при живом обучении в учебном центре) шаг за шагом осваивают программное обеспечение. При этом темп выбирает сам обучающийся. Тьютор выявляет трудности в обучении по использованию программного обеспечения, которые могут быть затруднены для усвоения и дополнительно объясняет и прорабатывает их с обучаемым.

Важность образования понятна каждому. Доступность дистанционного обучения без отрыва от производства и личного выезда преподавателя – тем более! Руководство Академии и тьюторы, разрабатывающие курсы дистанционного обучения, надеются, что данный вид обучения найдет отклик у многих пользователей, заинтересованных в повышении квалификации и профессиональном росте.

Вернуться к списку